Некоммерческая организация научно-просветительский фонд




Культурно-историческое пространство Кавказа

   
ГлавнаяО фондеО проектеОтправить e-mailПоддержкаСсылки
   

 

English

 

ФотопутешествиеБиблиотека Галерея

 

 

Здесь вы можете скачать полную версию статьи в формате PDF

Здесь вы можете бесплатно скачать Скачать Acrobat Reader для просмотра PDF документов

 

НОГАЙСКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНОМ И
ОБЩЕТЮРКСКОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ


СУЮНОВА Н. Х.

Посвящаю светлой памяти моего отца
Карасова Хусина Машановича

В В Е Д Е Н И Е

Демократические преобразования, происходящие в постсоветском пространстве, рост национального самосознания, стремление народов к возрождению национальной идентичности определили необходимость более глубокого изучения национальной духовности, в том числе, словесного искусства в реальном этногенетическом и историко-культурном контексте. Сама постановка такой задачи невозможна без серьезного прорыва в решении проблемы контекста национальной литературы, т.е. «проблемы связи национального «текста» литературы во всем его содержательном и формальном объеме со своим контекстом – литературным (историко-культурным), историческим, общественным и философским». (1) Расширение понятия текста в современном литературоведении до генотекста, то есть до контекста культуры стало объектом внимания таких ученых, как Р.Барт, Ю.Лотман и многих других. (2) Действительно, на сегодняшний день крайне важно выявление коренных культурных констант, типологических общностей, способствующих в числе других факторов пониманию специфики национальной культуры. Все это предполагает познание исторически полного объема культурного процесса в движущемся временном контексте, включающее все этапы существования нации, начиная с самых ранних, архаических стадий, вплоть до предыстории формирования художественного сознания и истоков народной культуры, традиционного мировоззрения, как стержня духовной культуры этноса.

Вопросы контекста культуры разрабатывались в трудах известных философов, историков, литературоведов. (3) Считая литературу «неотрывной частью культуры», М. М. Бахтин писал о необходимости установления более тесной связи между литературоведением и историей культуры, ибо «нельзя понять литературу вне целостного контекста всей культуры данной эпохи». (4) О том, что современное гуманитарное познание стоит перед необходимостью «переориентации текстов в расширившемся контексте национальной культуры под знаком восстановления полноты и целостности ее исторического пути», пишет К. К. Султанов. «Восстанавливать культурный контекст, - считает он, - значит возвращаться к пониманию иерархии ценностей, изначальных истин, ненасильственно соотносимых с литературой, органически ей созвучных». (5) Эти взгляды способствуют выработке новых методологических подходов к изучению литератур народов России, их системному герменевтическому исследованию.

Ногайский народ прошел сложный, разнообразный по условиям общественной жизни, формам государственности, этногенезу исторический путь. Многообразие этнокультурных, этнолингвистических факторов, исторических этапов формирования ногайского народа порождало и продолжает порождать различные концептуальные подходы в освещении ногайской истории в зависимости от выбора исследователями тех или иных из них в качестве сущностных, определяющих историческое лицо народа в целом. К примеру, для историка-языковеда такими факторами является история языка, для этнолога – этническая история, для социального историка и политика – история государственности. Комплексное же исследование, ввиду отсутствия достаточного количества собранного и осмысленного эмпирического материала по означенным направлениям, а также ввиду неразработанности современной научной методологии, все еще остается неосуществленным. Изучение истории литературы, синтезирующей в своем содержании мировоззренческие, философские, этические и эстетические аспекты национального развития, может внести весомый вклад в решение этой задачи. >>