Некоммерческая организация научно-просветительский фонд




Культурно-историческое пространство Кавказа

   
ГлавнаяО фондеО проектеОтправить e-mailПоддержкаСсылки
   

 

English

 

ФотопутешествиеБиблиотека Галерея

 

 

Здесь вы можете скачать полную версию статьи в формате PDF

Здесь вы можете бесплатно скачать Скачать Acrobat Reader для просмотра PDF документов

 

Арабы в Грузии

С.Н. Джанашиа

1. Общие замечания

Как известно, в середине VII в. в жизни Грузии появилось такое новое явление, которое впоследствии мало по малу оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны. Это была арабоба - нашествие арабов, арабское владычество в той или иной форме и объеме, которое продержалось в Грузии на протяжении веков и которое именно поэтому требует особого внимания при изучении истории Грузии данного периода.

В представленном очерке мы попытаемся рассмотреть проблему арабов в Грузии (арабоба) в рамках первого периода, пока еще Тбилисский эмират (военно-административная организация, которая в изменявшемся объеме подразумевает Восточную Грузию под властью арабов) более или менее был связан с арабским государством в целом, с халифатом, и в общем аспекте эволюция этого последнего должна быть освещена так же, как и должна она быть рассмотрена в тесной взаимосвязи с тенденциями внутреннего развития самой Грузии. К последнему моменту следует добавить и то, что в представленной монографии не поднимается вопрос об общих последствиях влияния арабоба на развитие грузинского феодализма, поскольку это влияние должно быть и будет рассмотрено там, где во всей полноте будет представлена данная эпоха истории Грузии .

2. Выход арабов на всемирно-историческую арену

Арабы не были совершенно неизвестны древнему миру до возникновения ислама. Древнейшие культурные народы в своей исторической или наполовину историко-эпической литературе сохранили любопытные сведения как об арабах, так и об Аравийском полуострове в целом. Этот полуостров - прародина не только арабов, но и всех тех родственных им народов, которые теперь обозначаются общим названием семиты. В настоящее время в науке признается бесспорным, что различные семитские племена, которые впоследствии мы видим в разных странах, в свое время так же вышли с аравийского полуострова, как в начале VII в. - арабы, образовавшие последнюю волну этого миграционного движения.

Мировая история знает два очага переселения народов. Один - Центральная Азия, родина тюркско-монгольских племен; выплескивавшиеся оттуда время от времени этнические волны с сокрушающей силой наводняли соседние страны и прежде всего продвигались в западном и юго-западном направлении. Кавказский мир они обходили с востока и запада.

Второй, еще более значительный очаг - Аравийский полуостров. В V или IV тыс. до н.э. отсюда выходит первая значительная миграционная волна, которая постепенно покрывает равнины Междуречья и соседних стран и на развалинах шумерской культуры (шумеры были наиболее древними представителями древнейшего населения Передней Азии) закладывает основу всемирно известных государств Вавилона и Ассирии. Но уже основателям Вавилонского государства Саргону и его сыну Нарамсину предстоит борьба с новой волной семитов. Окончательно остановить этот поток было все же невозможно, и он проявился как вторая грандиозная семитская миграция амореев-хананеян (XXIV-XIV вв. до н.э.). Первой волной этого потока были финикияне, последней - евреи. В конце II тыс. до н.э. уже приходят арамейцы, которые способствовали формированию сирийского (по древнегрузинской терминологии - ассирийского) языка и народа. Это была третья миграция. Четвертая вышедшая с Аравийского полуострова семитская волна принадлежит уже халдам, которые вместе с мидийцами сокрушили могущество ассирийцев (606 г. до н.э.) и дали Вавилону новую династию (604-560 гг. до н.э.). Наконец, около десяти веков спустя на проторенные своими соратниками дороги ступили отряды арабов. >>